ГЛАВНАЯ ФОРУМ ТАНЦЫ СТАТЬИ КЛУБЫ ШКОЛЫ ФОТО КОНТАКТЫ
 

     БАЧАТА: Происхождение танца

 
 

Из самых ранних источников в начале двадцатых годов XX века известно, что слово «бачата» означало тип общественного собрания, сопровождавшегося шумным весельем  эпохи. Это определение было дано бачате из-за присутствия в ней различных жанров народной музыки и танца. Согласно Фернандо Ортизу (Fernando Ortiz), синонимами этого слова являются гулянье, шумное веселье, развлечения. Бачата представляет собой форму народного развлечения: это праздник, который проходил в каком-либо внутреннем дворике под сенью уличного дерева или в специально отведенном углу во дворе. Предшественником бачаты можно считать фандаго, на него ссылается Велос Маггиоло (Veloz Maggiolo): «Почти все хронографы, которые занимались данной проблематикой, относят это мероприятие скорее к открытому празднеству, а не к музыке». Два самых ранних упоминания в отношении бачаты, встретившиеся нам в документах, восходят к 1922 и 1927 годам. Первое из них содержится в докладе, в котором говорится о простом человеке из населенного пункта Сабанета (Sabaneta), находящегося на Северо-западе, о том, как этот человек нашел в поселке «все то, что может насытить его порочные желания и аппетиты, которые трудно сдерживать: петушиные бои, лакомства и ром; но больше всего его привлекает фиеста (если звучит аккордеон), бачата с ее песнями под гитары или болеро. Там он проводит долгие часы, неторопливо выпивая глоток за глотком и не обращая внимания ни на душный воздух с примесью пыли и запаха пота, ни на грубую манеру мужчин хватать в танце женщин, до тех пор, пока не наступит глубокая ночь, и одурманенный он не отправится домой». В другом упоминании об этом народном жанре бачату определяли, как оживленное шумное веселье, в котором «народный шут становился королем и комментировал все происходящее, используя импровизированное болеро». 

Исходя из этих упоминаний, мы можем вывести некоторые типичные признаки танца бачата той эпохи: она сочетала в себе музыку, песни и танцы, причем изначально жанр болеро был господствующим, здесь имеется в виду ритмичное антильское болеро, поскольку под его ритмы можно было танцевать, что в свою очередь предполагает участие в веселье, как мужчин, так и женщин; зачастую все действие сопровождалось массовым пьянством. Из этих признаков становится ясно, что бачата была музыкальным мероприятием социального характера, из которого, при смешивании ритмов, мелодий и различных инструментов, позже произошел музыкально-повествовательный способ передачи представления о коренных жителях. Этот способ и получил название музыкального жанра «бачата».

Уточним, что в те времена понятия праздника, танца и бачаты отличались. Обычно считалось, что все три понятия были различными празднествами. Танцем считалось мероприятие, проходившее в роскошных салонах, где доминировали избранные танцы эпохи в музыкальном сопровождении оркестра; также в свою очередь, праздники проводились и под звучание гитары, тамборы (длинный барабан) и аккордеона,  сопровождались они главным образом ритмами меренге, стуком каблуков и другими фольклорными ритмами; бачата была специфическим видом празднества в сопровождении гитары, бонго (индейский барабан), палитос (палочки) или ложек и других родственных инструментов, в ней доминировали танцы под ритмы болеро и гаурачи, кроме того, присутствовали напевы в жанре сон, ранчера и меренге под гитару. Другие определяют бачату, как народную доминиканскую музыку, которая зародилась  в 1961 г. и опиралась на латиноамериканские мелодии, которые исполняются на гитаре, такие как болеро, ранчера или сон. Типичное музыкальное сопровождение бачаты состоит из двух гитар, марак, которые в последнее время заменяются гуирами и бонго, который позже сменила тумбадора.

В ходе этого народного гуляния на этих инструментах играет зачастую экспромтом, собранная команда музыкантов, расположенная в центре толпы, под ритмы и музыку всеобщего веселья, под которые танцевали собравшиеся, придавало этой маленькой вселенной свой уникальный колорит. Как правило, бачата проводилась у домов, находившихся на окраине города или деревни. За пределами города, а в те времена это были в основном деревни и села, бачата обычно проходила под сенью густой кроны дерева, в городе – это был сад или внутренний дворик городского жилища. Таким образом, постепенно бачата проникла и в городе. Некоторые, которые, не любили эти праздники, отзывались о нем так: «места празднования бачаты были центром притяжения всех мужчин, где сглаживались различия между разными социальными классами, где преобладали самые грубые и недемократичные формы поведения, слившиеся в одном потоке грешной человеческой сущности. В дополнение к тому, что это был излюбленный способ дать волю своим «грешным» страстям, по его словам, «распутство», атмосфера праздника была «пропитана сильнодействующими эфирами», которые, казалось, «были призваны уничтожить честь и достоинство, взяв на вооружение человеческие чувства. Самые ветреные проявления провинциальной жизни, вызывающие и смелые, присутствуют там». «Пьянство, напевы за и волнения, спровоцированные красивыми индейскими женщинами со жгучим и страстным взором ночи, искусно производящими впечатление дрожи в своем молодом девственном теле, нарушает ночное спокойствие в округе, чтобы дать волю действию бачаты и шумного веселья».

Итак, понятие «бачата» относилось не только к типу музыки, определенному состоянию социальных групп в деревенской округе или городском квартале, поскольку в ней сочетались в основном различные музыкальные жанры народной музыки. Это народное гуляние «сочетало в себе музыку, танцы, любовные взаимоотношения, ухаживание, дружбу, пьянство и многое другое».

Изначально обычно музыка была разнородной, но главной тематической линией песен всегда оставалась меланхолично-трагическая музыка; в ней рассказывалось об измене, презрении, воспоминаниях о вчерашнем дне, о препятствиях счастью и о бедности, иными словами, в песнях доминировал повествовательный и описательный текст с часто повторяющимися фразами и двойным смыслом. Благодаря своей социальной природе и народной тематике, у бачаты появилось много любителей среди домашних работниц, гвардии, рабочих и крестьян и прочего простого люда. Можно сказать, что в этих социальных группах «музыка – это синтез сотен лет жизненного опыта в самых удаленных уголках страны».

В связи с этим появились различные определения бачаты с уничижительным смыслом, такие как «гвардейская музыка», «горькие песни» или «песни стригалей». В общем, это еще раз доказывает презрительное отношение ко всему народному в обществе, а меренге и бачата рассматривались, как все остальные народные музыкальные жанры и как любая другая деятельность простого народа: музыка, искусство и отдых. Все эти проявления считались «низкими» из-за своей социальной природы, рождения в народе, к ним относились как к чему-то безнравственному, неприличному, порочному. Эти пуританские понятия оказались господствующими, и обществу внушали идеологическое отвращение ко всему народному. Это было тесно связано с сильным влиянием авторитарной культуры среди элиты, занимавшей главенствующее положение в обществе. Начиная с тридцатых годов, такое празднество, как бачата, переносится в бары, дома свиданий и другие аналогичные места. В Санто-Доминго эпохи, последовавшей за циклоном Сан Зенон (1930г.), упоминается о местечке под названием Эль Ярей, расположенном квартале Виллья Франсиска, примыкающем к городу в те времена. 

Группы музыкантов, благодаря которым и организовывалась бачата, назывались «ансамблем бачаты». Наши исследования показывают, что музыкальный жанр бачата возник в результате медленной эволюции музыки, исполняемой на лад общественного собрания, от которого и произошло название этого жанра, и что неизвестные его создатели были ансамблями, которые и устраивали это веселье. Необходимо помнить,что преобладающими ритмами наряду с другими народными мотивами были быстрое болеро, гуарача и сон, получившие широкое распространение на Антильских островах после Первой Мировой войны и еще больше распространившиеся после Второй Мировой войны.

Тогда как, с одной стороны, Хуан Луис Герра признает в бачате антильское болеро, другие отмечают также влияние гуарачи и сона, в восьмидесятых годах стало очевидным существование двух ритмических направлений бачаты: медленной и быстрой. Наше предположение заключается в том, что первые исполнители бачаты создали свою собственную быструю форму болеро со схожими звуками и надрывным гнусавым пением (за счет использования носового резонанса) с болью и горечью в голосе, отсюда и название «горькие песни», которое неразрывно было связано с бачатой в течение долгого периода времени.

Музыкальная форма бачаты повторяет главным образом более быстрое исполнение по сравнению с испанским тропическим болеро; обычно она исполнялась опытными музыкантами. Кроме пения и музыки произошли изменения в самой хореографии танца, в частности по завершении каждого цикла танца танцор поднимал ногу, в связи, с чем в начале шестидесятых годов утвердилось мнение о бачате как о самостоятельном жанре музыки и танца. Вероятно, что первые ансамбли бачаты, исполняя болеро, гуарачу и сон, сталкивались с проблемой собственной слабой музыкальной подготовки, когда пытались исполнять музыку по каким-либо правилам.

Это, возможно, привело к упрощению ритмов, породив новую форму музыкального исполнения, которая со временем получила название бачаты.

Итак, оказывается, очень важно установить, где и когда завершилось развитие бачаты, как самостоятельного музыкального жанра. Мы знаем, как тяжело это точно установить, в особенности, если учесть, что эволюция происходила спонтанно и не известны имена ее создателей. Пробным способом, основываясь на имеющихся данных, мы выдвигаем предположение о том, что окончательное формирование бачаты произошло в городе, что противоречит идее о ее деревенском происхождении. Иными словами, хотя бачата первоначально означала главным образом деревенский праздник из-за места ее проведения, музыкальный жанр бачаты, пройдя весь путь своего развития, имеет городское происхождение в связи с ее распространением в городах. Городская атмосфера по сравнению с селениями, а также по культурным причинам оказалась более благоприятной для развития культурных традиций. И в этом нет ничего странного, если учесть демографический взрыв и ускоренный процесс урбанизации с начала 50-х годов – результат стремительной миграции доминиканского сельского населения в города. Таким образом, наши данные показывают, что окончательное формирование бачаты произошло между 1950 – 1965 годами. Это было время, когда о бачате говорили, как о народном действии. Инструменты, использовавшиеся в празднованиях того времени были гитара, бонго  и палитос или ключи.

Эти были те же инструменты, что использовались  для музыкального исполнения бачаты у самых ее истоков. Эти показания, хотя и не являются твердым подтверждением того, что современные ритмы бачаты сформировались уже очень давно, но они указывают на сходство современной и первоначальной бачаты.

Studio Carribe

http://www.bailando.ru

 

 

SIBSALSA.RU © 2005


наверх
Официальный сайт любителей танца сальса г. Новосибирск
(
info@sibsalsa.ru)