ГЛАВНАЯ ФОРУМ ТАНЦЫ СТАТЬИ КЛУБЫ ШКОЛЫ ФОТО КОНТАКТЫ
 

     САЛЬСА: История танца

 
  Сальса [salsa] — музыка, истоки которой берут своё начало в афро-кубинской традиции.
Марио Бауса
Марио Бауса
В начале 1930-ых годов Марио Бауса [Mario Bauza], кубинский музыкант, приехавший в Нью-Йорк с оркестром под руководством Дона Аспьясу [Don Azpiazu], обосновался в Гарлеме (в отличие от остальных оркестрантов, возвратившихся на Кубу). Позже к нему присоединились Мачито [Machito] и Чано Посо [Chano Pozo], вместе с которыми он начал играть в Нью-Йорке бибоп [bebop] (джазовый стиль, очень популярный в то время). Под влиянием нововведений, которые привнесли в американский джаз кубинские музыканты (это касается, в первую очередь, сложной ритмики клаве [clave] сложился новый "гибридный" стиль бибопа под названием кубоп [cubop].
Дамасо Перес Прадо
Дамасо Перес Прадо
Интересно, что приблизительно в то же самое время наблюдался большой приток кубинских музыкантов в Мексику (таких как Бени Море [Beny More], Перес Прадо [Perez Prado], Умберто Кане [Humberto Cane] и многих других) из-за открывшихся там огромных перспектив, вызванных подъёмом мексиканской киноиндустрии. Марио Баусе в Нью-Йорке и Пересу Прадо в Мехико и приписывается создание стиля мамбо [mambo], который окончательно сформировался в конце 1940-ых годов.
Пятидесятые годы были годами повального увлечения ритмами мамбо, ча-ча-ча [cha-chacha] и румбы [rumba]. Латиноамериканские танцевальные оркестры были чрезвычайно популярны; латинская музыка звучала везде, включая музыку к голливудским фильмам и программам американского телевидения. Повсеместно распространились студии латиноамериканских танцев, обучающие американцев знойным латинским ритмам.
Однако, благодаря огромному влиянию "британской экспансии" 60-ых годов (The Beatles, Rolling Stones и др.), популярность латинской музыки значительно снизилась. В это время стараниями Пита Родригеса [Pete Rodriguez], Джо Кубы [Joe Cuba] и других возник новый популярный стиль латинской музыки, известный под названием бугалу [boogaloo].
Вилли Колон
Вилли Колон
В семидесятые произошёл новый всплеск популярности латиноамериканской музыки. Огромную роль в развитии латинской музыки на этом этапе в США и Пуэрто-Рико сыграла звукозаписывающая компания "Фаньа" [The Fania Records] и музыканты, "продвигаемые" ей. Нью-йоркские и пуэрториканские ансамбли в то время играли латинскую музыку в жёстком стиле, с тяжёлым "драйвом", которую ревнители чистоты сальсы рассматривают как единственно настоящую музыку в стиле сальса (или, по крайней мере, как лучшую её часть). Этот стиль сальсы получил название "сальса кальенте" [salsa caliente] или "сальса горда" [salsa gorda].
Восьмидесятые явили миру новый стиль — "сальса романтика" [salsa romantica], пришедший на смену стилю "сальса кальенте". Этот стиль можно охарактеризовать более умеренным темпом и значительно меньшей жёсткостью музыки. В текстах песен происходит отход от обычного ранее отображения нелёгкой повседневной действительности в сторону сентиментальной любовной лирики. Этот стиль до сих пор весьма популярен, преимущественно среди женщин, которые покупают значительно большее количество музыкальных записей, чем мужчины, и, таким образом, не дают завянуть этому, в общем-то, коммерческому стилю сальсы.
Оскар де Леон
Оскар де Леон
Несмотря на существующее среди знатоков предубеждение по отношению к романтической сальсе, нельзя отрицать, что она не дала сальсе умереть и испортиться. Это изменение в основном течении сальсы отразилось также на том, что большинство сегодняшних музыкантов, играющих сальсу, являются не закаленными профессионалами, прошедшими суровую школу жизни: начавшими с исполнения музыки в третьеразрядных клубах и достигнувшими всемирной популярности (подобно Вилли Колону [Willie Colon] или Оскару де Леону [Oscar de Leon], а молодыми (преимущественно белыми) исполнителями, главным качеством которых является привлекательная внешность (примером этому могут служить Хиро [Giro] или "Сальса Кидс" ["Salsa Kids"]).
Девяностые годы стали временем, когда сальса распространялась по всему миру с огромной быстротой. Пожалуй, сейчас сальсу уже трудно назвать явлением лишь латиноамериканской культуры, поскольку "сальсоманией" охвачено огромное количество людей во всех частях света. Строго говоря, к девяностым годам сальса стала по-настоящему сложившимся музыкальным стилем, в рамках которого структура музыкальных произведений сделалась достаточно однородной, а не резко отличающейся от песни к песне — в зависимости от исполняющего их ансамбля. У этого явления есть и оборотные стороны: многие песни кажутся похожими одна на другую; знатоки сальсы считают, что музыкальные темы стали несколько слабее, "жиже". Однако, к концу десятилетия наметилась тенденция дальнейшего развития сальсы на основе классики жанра. Музыкальные продюсеры и диск-жокеи намеренно придают новым песням звучание классических сальс, что имеет большой успех у слушателей. Римейки старых сальс, имеющие более современную форму, пробуждают у слушателей интерес к оригинальным произведениям.
Так кто же всё-таки является создателем сальсы? На этот вопрос нет простого ответа. Кубинцы дали жизнь музыкальному явлению, называемому сегодня сальсой. С другой стороны, пуэрториканцы более других латиноамериканских народов вобрали в себя, развивали и пропагандировали этот музыкальный стиль. Колумбийцы остаются хранителями музыкальной традиции сальсы, в то время как другие современные музыканты продолжают свои эксперименты в рамках стиля.
Всё это говорит лишь о том, что сальса по-прежнему жива: имея богатую историю и традиции она продолжает развиваться, привлекая всё новых и новых поклонников.

http://salsaviva.narod.ru

 

 

 

SIBSALSA.RU © 2005


наверх
Официальный сайт любителей танца сальса г. Новосибирск
(
info@sibsalsa.ru)